Внеурочная деятельность «Россия – мои горизонты»
«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию
не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями». (Апшерони А.)
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательнопрофориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Цель профориентационной работы в школе - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
Профессиональной просвещение.
Профессиональная диагностика.
Профессиональная консультация и др.
Этапы профориентации в школе
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Средняя школа, 8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.).
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Профминимум
С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса была введена единая модель профориентационной деятельности. Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы). Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.
Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
❗Уровень реализации профминимума в образовательной организации устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в зависимости от имеющихся у образовательной организации ресурсов, и утверждается на региональном уровне (распоряжение/приказ о реализации профориентационного минимума).
Содержание профминимума:
базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в учебный год):
- урочная деятельность (4 часа)
- внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа)
- взаимодействие с родителями (2 часа)
основной (не менее 60 часов в учебный год):
- урочная деятельность (4 часа)
- внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа)
- практико-ориентированный модуль (12 часов)
- взаимодействие с родителями (2 часа)
- дополнительное образование (3 часа)
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год):
- урочная деятельность (4 часа)
- внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа)
- практико-ориентированный модуль (12 часов)
- взаимодействие с родителями (2 часа)
- дополнительное образование (3 часа)
- профессиональное обучение (10 часов) - для реализации рекомендовано создание профильных предпрофессиональных классов (психолого-педагогические, инженерные и т.д.).
✅"Урочная деятельность”
— уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности
Разработаны профориентационные материалы к учебным предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и др.)
✅Курс занятий “Россия — мои горизонты”:
— Проводятся еженедельно (рекомендуемый день - четверг) по примерной рабочей программе “Билет в будущее”;
— Рекомендуются к проведению классными руководителями в рамках внеурочной деятельности;
— 34 учебных недели в 2023/2024 учебном году = 34 занятия (1 занятие в неделю — согласно Методическим рекомендациям по организации внеурочной деятельности 1 час в неделю рекомендовано посвящать профориентационной деятельности)
— Программа занятий (примерная рабочая программа) и материалы к занятиями будут размещены на profmin.bvbinfo.ru;
— Часть учебных занятий будут содержать вариативные модули — для включения в курс “Россия — мои горизонты” регионального компонента;
— В рамках занятий будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др
✅"Практико-ориентированный модуль”
— профессиональные пробы (онлайн и очно);
— проектная деятельность;
— экскурсии и мастер-классы в организациях ВО и СПО, на предприятиях;
— конкурсы профориентационной направленности;
— другие профориентационные мероприятия.
✅"Взаимодействие с родителями”
Проведение двух Всероссийских родительских собраний по профориентации в 2023/2024 учебном году.
Первое собрание запланировано на сентябрь 2023 г., второе собрание — на февраль 2024 г.
Рекомендована регулярная работа с родителями, а также привлечение их к профориентационным мероприятиям.
✅"Дополнительное образование”
— посещение кружков и секций дополнительного образования.
Реализация направления включает в себя выбор и посещение ознакомительных занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей.
В каждом субъекте РФ функционирует «Навигатор дополнительного образования», который содержит информацию о программах доп. образования.
Единая модель профориентационной деятельности. В ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью
- Цели, задачи, направления и уровни реализации профессионального минимума можно изучить по ссылке https://bvbinfo.ru/profminimum
- Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума (https://storage.yandexcloud.net/bvbpublic/profminimum/metod_recomend_profminimum.pdf )
- Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2024/2025 уч. год (https://storage.yandexcloud.net/bvbpublic/profminimum/KTP.pdf )
- Обучающий курс по профориентации для родителей можно пройти на сайте проекта «Билет в будущее» (https://bvbinfo.ru/for-parents )
План профориентации 2024-2025 учебный год