МОУ "СОШ с. Добровольское"
с. Добровольское Новоорского района Оренбургской области
  • Единая модель профориентационной деятельности

    Внеурочная деятельность «Россия – мои горизонты»

    «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию

    не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями». (Апшерони А.)

    Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

     Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.

     Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательнопрофориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    Цель профориентационной работы в школе - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
    выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    Профессиональной просвещение.
    Профессиональная диагностика.
    Профессиональная консультация и др.
    Этапы профориентации в школе

       Начальная школа, 1-4 классы

     На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

     Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

       Средняя школа, 5-7 классы

     С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

       Средняя школа, 8-9 классы

     С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

      В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). 

     Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

       Старшеклассники, 10-11 классы

     Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

     Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Профминимум

    С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса была введена единая модель профориентационной деятельности.  Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

    Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы). Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.
    Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
    Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:

    базовый (не менее 40 часов в учебный год),
    основной (не менее 60 часов в учебный год),
    продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

    ❗Уровень реализации профминимума в образовательной организации устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в зависимости от имеющихся у образовательной организации ресурсов, и утверждается на региональном уровне (распоряжение/приказ о реализации профориентационного минимума).

    Содержание профминимума:
    базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в учебный год):
    - урочная деятельность (4 часа)
    - внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа)
    - взаимодействие с родителями (2 часа)

    основной (не менее 60 часов в учебный год):
    - урочная деятельность (4 часа)
    - внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа)
    - практико-ориентированный модуль (12 часов)
    - взаимодействие с родителями (2 часа)
    - дополнительное образование (3 часа)

    продвинутый (не менее 80 часов в учебный год):
    - урочная деятельность (4 часа)
    - внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа)
    - практико-ориентированный модуль (12 часов)
    - взаимодействие с родителями (2 часа)
    - дополнительное образование (3 часа)
    - профессиональное обучение (10 часов) - для реализации рекомендовано создание профильных предпрофессиональных классов (психолого-педагогические, инженерные и т.д.).

    ✅"Урочная деятельность”
    — уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности
    Разработаны профориентационные материалы к учебным предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и др.)

    ✅Курс занятий “Россия — мои горизонты”:
    — Проводятся еженедельно (рекомендуемый день - четверг) по примерной рабочей программе “Билет в будущее”;
    — Рекомендуются к проведению классными руководителями в рамках внеурочной деятельности;
    — 34 учебных недели в 2023/2024 учебном году = 34 занятия (1 занятие в неделю — согласно Методическим рекомендациям по организации внеурочной деятельности 1 час в неделю рекомендовано посвящать профориентационной деятельности)
    — Программа занятий (примерная рабочая программа) и материалы к занятиями будут размещены на profmin.bvbinfo.ru;
    — Часть учебных занятий будут содержать вариативные модули — для включения в курс “Россия — мои горизонты” регионального компонента;
    — В рамках занятий будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др

    ✅"Практико-ориентированный модуль”
    — профессиональные пробы (онлайн и очно);
    — проектная деятельность;
    — экскурсии и мастер-классы в организациях ВО и СПО, на предприятиях;
    — конкурсы профориентационной направленности;
    — другие профориентационные мероприятия.

    ✅"Взаимодействие с родителями” 
    Проведение двух Всероссийских родительских собраний по профориентации в 2023/2024 учебном году.
    Первое собрание запланировано на сентябрь 2023 г., второе собрание — на февраль 2024 г.
    Рекомендована регулярная работа с родителями, а также привлечение их к профориентационным мероприятиям.

    ✅"Дополнительное образование”
    — посещение кружков и секций дополнительного образования.
    Реализация направления включает в себя выбор и посещение ознакомительных занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей.
    В каждом субъекте РФ функционирует «Навигатор дополнительного образования», который содержит информацию о программах доп. образования.

     Единая модель профориентационной деятельности. В ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью

    - Цели, задачи, направления и уровни реализации профессионального минимума можно изучить по ссылке https://bvbinfo.ru/profminimum

    - Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума (https://storage.yandexcloud.net/bvbpublic/profminimum/metod_recomend_profminimum.pdf )

    - Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2024/2025 уч. год (https://storage.yandexcloud.net/bvbpublic/profminimum/KTP.pdf )

    - Обучающий курс по профориентации для родителей можно пройти на сайте проекта «Билет в будущее» (https://bvbinfo.ru/for-parents )

    План профориентации 2024-2025 учебный год

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie